Субсидии
Теплоэнерго
Постановлением Кабинета Министров Украины от 06.08.2014 г. №409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно–коммунального обслуживания» (Далее – Постановление) утверждены социальные нормы жилья (для оплаты пользования жильем, централизованного и индивидуального отопления) и социальные нормативы пользования жилищно–коммунальными услугами (централизованное снабжение холодной и горячей воды, централизованное водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, вывоз бытовых отходов) для предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно–коммунальных услуг.
Социальная норма жилья для предоставления субсидий установлена в размере 13,65 кв. м площади на одного человека и дополнительно 35,22 кв. м на домохозяйство, то есть 48,87 кв. м на одного человека.
Постановлением установлены единые для всей Украины социальные нормативы потребления холодной и горячей воды, водоотведения, вывоза бытовых отходов. Сейчас нормы потребления этих услуг для предоставления льгот и субсидий устанавливаются органами местного самоуправления.
Следует отметить, что социальный норматив потребления тепловой энергии на отопление жилья Постановлением не предусмотрено. Для начисления льгот и субсидий на оплату услуги по централизованному отоплению применяются нормы потребления, установленные органами местного самоуправления.
Поскольку начисление платы за централизованное снабжение холодной и горячей водой при отсутствии счетчиков будет осуществляться по нормам, утвержденным органами местного самоуправления, а льготы и субсидии будут предоставляться на социальный норматив, Постановлением предусмотрено, что начисление платы за пользование соответствующими услугами для инвалидов войны в при отсутствии счетчиков будет осуществляться в соответствии с социальными нормативами, установленными Постановлением.
Постановлением введены нормы пользования услугами по электроснабжению при отсутствии централизованного снабжения горячей воды для домов, не оборудованных стационарными электроплитами (при отсутствии газовых водонагревательных приборов), и домов, оборудованных стационарными электроплитами.
Относительно изменений к порядку предоставления жилищных субсидий
Постановлением внесены изменения в Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно–коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.1995 г. №848 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 22.09.1997 года №1050), согласно которым:
- комиссии лишаются права принимать решение о предоставлении субсидии на увеличенную сверх нормы площадь жилья;
- предполагается учитывать доход на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц, зарегистрированных на жилой площади и декларируют отсутствие дохода, или доходы которых меньше прожиточного минимума;
- субсидия будет предоставляться одному из зарегистрированных членов домохозяйства, на которого открыт лицевой счет (ныне субсидия на общих основаниях назначается только собственнику жилого помещения);
- для лиц, состоящих в браке, зарегистрированы и проживают отдельно субсидия назначается на социальную норму жилья (ныне субсидия назначается без учета дополнительных 10,5 кв. м На семью);
- сумма субсидии, которую органами социальной защиты населения переведены на счета исполнителей/производителей жилищно–коммунальных услуг для оплаты их стоимости в размере социальных нормативов и которая не использована домохозяйством в результате экономии потребления услуг, зачисляется исполнителем/производителем в качестве оплаты обязательной доли платежа домохозяйства на следующий расчетный период;
- субсидия назначается исходя из социальных нормативов пользования жилищно–коммунальными услугами, и перерасчет размера назначенной субсидии по фактическим объемам потребления услуг не осуществляется;
- если в установленном порядке осуществлено отключение потребителей от централизованного теплоснабжения и населения для обогрева помещений использует бытовые электроприборы, то для расчета субсидий в отопительный сезон применяются социальные нормативы пользования электроснабжением для индивидуального отопления. Указанные расчеты производятся на основании акта обследования материально–бытовых условий семьй и акта обследования состояния внешних и внутридомовых электросетей на их соответствие требованиям нормативно–правовых актов.
Относительно определения размера обязательной доли платы за жилищно–коммунальные услуги, твердое топливо, сжиженный газ
Постановлением внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 27.07.1998 г. №1156 «О новом размере затрат на оплату жилищно–коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива в случае предоставления жилищной субсидии».
В соответствии с указанными изменениями:
- меняется расчет процента обязательного платежа семьй, который будет определяться для каждого домохозяйства индивидуально в зависимости от совокупного дохода;
- исключаются положения о возможности уменьшения обязательного платежа граждан в результате экономного потребления услуг;
- перерасчет размера назначенной субсидии по фактическим объемам потребления услуг не осуществляется.
Размер обязательной доли платы за жилищно–коммунальные услуги для получателей субсидии будет определяться в следующем порядке:
- исчисляется среднемесячный совокупный доход семьий за предыдущие 6 месяцев;
- среднемесячный совокупный доход делится на количество членов домохозяйства, и таким образом определяется среднемесячный доход на одного человека;
- доход на одного человека делится на размер прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц (в 2015 году – 1176 грн.), то есть определяется соотношение среднедушевого дохода семьи к размеру прожиточного минимума на одно лицо;
- полученный результат делится на 2, а затем умножается на 15% (за базовый вариант взята абязательная плата за жилищно–коммунальные услуги в размере 15% дохода семьи при доходе на одного члена семьи на уровне двух прожиточных минимумов), и таким образом определяется процент обязательной платы за жилищно–коммунальные услуги.
Пример 1
В жилом помещении зарегистрировано одно лицо – пенсионер. Размер платы за жилищно–коммунальные услуги исходя из социальных норм и социальных нормативов пользования услугами составляет 300 гривен. Пенсионер не работает, пенсия за 6 месяцев составляет 12000 гривен. Среднемесячный совокупный доход составляет 2000 гривен
(12000 грн.:6=2000 грн.).
Определяется обязательная доля платы за услуги (%):
2000 грн.:1176 грн.:2*15%=12,76%
То есть пенсионер должен платить за жилищно–коммунальные услуги 255,2 грн.. (2000*12,76%), а остальные платы за жилищно–коммунальные услуги являются субсидией (300 грн. – 255,2 грн.=44,8 грн.).
Пример 2
В жилом помещении зарегистрирована семья, состоящая из двух пенсионеров. Размер платы за жилищно–коммунальные услуги исходя из социальных норм и социальных нормативов пользования услугами составляет 400 гривен. Среднемесячный совокупный доход семьий составляет 2500 гривен. Среднемесячный совокупный доход на одного человека составляет 1250 гривен
(2500 грн.:2=1250 гривен).
Определяется обязательная доля платы за услуги (%):
1250 грн.:1176 грн.:2*15%=7,97%
То есть семья должна платить за жилищно–коммунальные услуги 199,3 грн. (2500*7,97%), а остальные платы за жилищно–коммунальные услуги являются субсидией (400 грн. – 199,3 грн.=200,7 грн.).
Пример 3
В жилом помещении зарегистрирована семья, состоящая из мужа, жены и двух детей. Размер платы за жилищно–коммунальные услуги исходя из социальных норм и социальных нормативов пользования услугами составляет 400 гривен. Супруги работают, доход за 6 месяцев составляет 24000 гривен. Среднемесячный совокупный доход семьий составляет 4000 гривен
(24000 грн.:6=4000 грн.).
Среднемесячный совокупный доход на одного человека составляет 1000 гривен
(4000 грн.:4=1000 гривен).
Определяется обязательная доля платы за услуги (%):
1000 грн.:1176 грн.:2*15%=6,38%
То есть семья должна платить за жилищно–коммунальные услуги 255,2 грн. (4000*6,38%), а остальные платы за жилищно–коммунальные услуги являются субсидией (400 грн. – 255,2 грн.=144,8 грн.).
Куда обратиться для назначения субсидии и какие документы предоставить
Для назначения жилищной субсидии необходимо обратиться в управление труда и социальной защиты населения по месту регистрации.
Прием документов на назначение субсидии проводится управлением труда и социальной защиты населения ежедневно без обеденного перерыва с 8 до 17 часов (кроме субботы и воскресенья).
Пенсионеры в управление труда и социальной защиты населения подают только заявление и декларацию о доходах и имущественном состоянии лиц, зарегистрированных в жилом помещении.
Работающие лица подают заявление и декларацию о доходах и имущественном состоянии лиц, зарегистрированных в жилом помещении и справки о доходах каждого зарегистрированного лица.
За более подробной информацией необходимо обращаться в управление труда и социальной защиты населения райгосадминистраций, исполкомов городских, районных в городах советов по месту жительства.
Для определения права на оформление субсидии или компенсации рекомендуем обратиться в районное управление труда и социальной защиты населения по месту регистрации.
Водосервис
С 1 октября вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно–коммунального обслуживания», которым внесены изменения в порядок оформления и назначения субсидий. Этим Постановлением утверждены социальные нормы жилья, которые применяются при оплате жилья, централизованного и индивидуального отопления, а также социальные нормативы пользования жилищно–коммунальными услугами (централизованное снабжение холодной и горячей воды, централизованное водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, вывоз бытовых отходов) для предоставления льгот и субсидий.
Постановлением установлены единые для всей Украины социальные нормативы потребления холодной и горячей воды, водоотведения.
Начисление платы за централизованное снабжение холодной и горячей водой при отсутствии счетчиков осуществляется по нормам, утвержденным органами местного самоуправления, а льготы и субсидии будут предоставляться на социальный норматив.
Социальный норматив на услуги централизованного холодного водоснабжения составляет
- 2,4м3на человека в месяц при наличии централизованного горячего водоснабжения;
- 4,0м3на человека в месяц при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
На услуги централизованного горячего водоснабжения – 1,6м3на одного человека в месяц.
Субсидия будет предоставляться одному из зарегистрированных членов домохозяйства, на которого открыт лицевой счет.
Субсидия назначается, исходя из социальных нормативов пользования жилищно–коммунальными услугами, и перерасчет размера назначенной субсидии по фактическим объемам потребления услуг не осуществляется.
В соответствии с указанными изменениями, меняется расчет процента обязательного платежа семьи, он будет определяться для каждого домохозяйства индивидуально в зависимости от совокупного дохода. Исключаются положения о возможности уменьшения обязательного платежа граждан в результате экономного потребления услуг. Перерасчет размера назначенной субсидии по фактическим объемам потребления услуг не осуществляется.
Размер обязательной доли платы за жилищно–коммунальные услуги для получателей субсидии будет определяться в следующем порядке:
- рассчитывается среднемесячный совокупный доход семьи за предыдущие 6 месяцев;
- среднемесячный совокупный доход делится на количество членов домохозяйства, таким образом определяется среднемесячный доход на одного человека;
- доход на одного человека делится на размер прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц (в 2014 году – 1176 грн.), то есть определяется соотношение совокупного дохода семьи до размера прожиточного минимума на одно лицо;
- полученный результат делится на 2, а затем умножается на 15% (за базовый вариант взят обязательный платеж за жилищно–коммунальные услуги в размере 15% дохода семьи при доходе на одного члена семьи на уровне двух прожиточных минимумов), и таким образом определяется процент обязательной платы за жилищно–коммунальные услуги.
Например, в жилом помещении зарегистрирован один человек – пенсионер. Размер платы за жилищно–коммунальные услуги, исходя из социальных норм и социальных нормативов пользования услугами, составляет 300 гривен. Пенсионер не работает, пенсия за 6 месяцев составляет 12000 гривен. Среднемесячный совокупный доход составляет 2000 гривен (12000 грн.:6=2000 грн.).
Определяется обязательная часть платы за услуги в процентах: 2000:1176:2х15%=12,76%.
Таким образом, пенсионер должен платить за жилищно–коммунальные услуги 255,2 грн. (2000х12,76%), а остаток платы за жилищно–коммунальные услуги является субсидией (300 грн.–255,2 грн.=44,8 грн.).
Еще один пример. В жилом помещении зарегистрирована семья, состоящая из двух пенсионеров. Размер платы за жилищно–коммунальные услуги, исходя из социальных норм и социальных нормативов пользования услугами, составляет 400 гривен. Среднемесячный совокупный доход семьи – 2500 гривен. Среднемесячный совокупный доход на одного человека составляет 1250 гривен (2500:2=1250 грн.).
Определяется обязательная часть платы за услуги: 1250:1176:2х15%=7,97%. То есть семья должна платить за жилищно–коммунальные услуги 199,3 грн. (2500х7,97%), а остаток платы за жилищно–коммунальные услуги возместит субсидия (400 грн.–199,3 грн.=200,7 грн.).
Следующий пример. В жилом помещении зарегистрирована семья – муж, жена и двое детей. Размер платы за жилищно–коммунальные услуги, исходя из социальных норм и социальных нормативов пользования услугами, составляет 500 гривен. Супруги работают, доход за 6 месяцев составляет 24000 гривен. Среднемесячный совокупный доход семьи составляет 4000 гривен (24000 грн.:6=4000 грн.). Среднемесячный совокупный доход на одного человека составляет 1000 гривен (4000:4=1000 гривен).
Определяется обязательная часть платы за услуги: 1000:1176:2х15%=6,38%.
То есть семья должна платить за жилищно–коммунальные услуги 255,2 грн. (4000х6,38%), а остаток платы за жилищно–коммунальные услуги покроет субсидия (500 грн.–255,2 грн.=244,8 грн.).